Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ленинградской области
"Гатчинская клиническая межрайонная больница"

Ребенок и спорт

Информация » Подразделения » Амбулаторно-поликлиническая помощь » Детская поликлиника » Советы родителям »
О, спорт, ты что?

   «А каким спортом нам надо заниматься, чтоб вылечиться?». Эта фраза звучит при осмотре большинства детей, перешагнувших рубеж младшего дошкольного возраста. Подразумевается, что занятия спортом могут избавить от тех проблем, которые обнаружил тот или иной специалист. Ход мысли родителей, в принципе, правильный, но есть большое «НО». Взгляд на занятия спортом, как на некую волшебную пилюлю, избавляющую кого-то от сколиоза, кого-то от ожирения, а кого-то от дисплазии соединительной ткани ошибочен! А в некоторых ситуациях и опасен. Не с пустого места при приеме в серьезную спортивную секцию проводят не только осмотр, но и тщательное тестирование с применением нагрузочных проб, динамометрии, проведением ЭКГ, исследования показателей ФВД и прочее, и прочее… Проверка здоровья потенциального спортсмена необходима для ответа на вопрос: «А сможет ли данный ребенок выдержать хотя бы базовую нагрузку спортивной секции?» То есть, не пострадает ли его здоровье?

   Подобное несоответствие взглядов родителей на занятия спортом и реальностей спортивной жизни идет из смешения таких понятий, как СПОРТ и ФИЗКУЛЬТУРА. Эти понятия друг другу не идентичны, но самое большое их отличие в конечной цели. В спорте - это достижение результата. «Быстрее, сильнее, выше!». Кому не знаком этот девиз? Спортсмен тут является лишь средством достижения результата. Цели же физкультуры иные. Это улучшение здоровья конкретного человека. Плавают, бегают, колесят дороги на велосипедах, даже занимаются боксом и спортсмены и физкультурники. Так в чем же разница? В конечной цели! Отсюда вытекает и разница в структуре тренировок и интенсивности нагрузок, хорошо знакомая врачам по лечебной физкультуре и спортивной медицине.

   Тогда возникает ряд, казалось бы, наивных вопросов. Например. Что лучше, физкультура или спорт? Ответ сложный. Для всех и каждого – физкультура. Для здоровых и физически крепких – спорт. Но только до тех пор, пока он, спорт, не стал так называемым «большим» или «профессиональным». При переходе в эту зону количество и тяжесть травм начинает нарастать лавинообразно. Для каждого вида спорта и конкретного спортсмена эта черта индивидуальна, но есть общее – реакция организма спортсмена. Определение срыва «по-ощущениям» - явление позапрошлого века. Появление ощущений означает, что срыв  уже произошел. И с этого момента юный СПОРТСМЕН начинает называться ПАЦИЕНТОМ. В то же время, своевременное инструментальное обследование, проводимое на базе специализированных отделений (в нашем институте -  отделение спортивной медицины) может не только уберечь от травм и возможных заболеваний, но и оптимизировать тренировочный процесс.
Что же делать, если беда уже пришла? Тогда, после индивидуального, с учетом спортивной специализации спортсмена, обследования,  начинается кропотливая работа по восстановлению организма с последующей адаптацией к физическим нагрузкам вновь. Такая реабилитация проводится в нашем центре на принципе междисциплинарного комплексного подхода в специализированных отделениях дневного стационара НИИ ПП и ВЛ, в том числе, в отделении лечебной физкультуры, где есть подготовленные высококвалифицированные специалисты и возможность постоянного контроля состояния реабилитирующегося ребенка.

   Другим вопросом может быть – так надо ли вообще заниматься спортом? Отчасти ответ был дан  выше. Кроме того, быть спортсменом - это обладать значительным рядом психо-физических качеств, выделяющих последнего из среднестатистической массы людей. Это заманчиво не только для детей и подростков, а уж для них может быть возведено в степень. Заманчиво, но и очень не просто. И в этой ситуации всегда может пригодиться помощь психолога, спортивного психолога.

Лента или эллипс?

 В тренажерных залах и реабилитационных центрах обязательно присутствуют беговые дорожки и часто с ними, в одной кардиозоне, соседствуют эллиптические тренажеры (они же эллипсы или орбитеки). Оставляя за гранью статьи классификацию этих тренажереов, рассмотрим вопрос а для решения каких задач каждый из них больше подходит. Ответ на данный вопрос лежит в их (тренажеров) различиях.

   Беговая дорожка знакома всем и каждому. На ней бегают или ходят. Естественным образом. Все это может сопровождаться упражнениями для верхнего плечевого пояса и дыхательными упражнениями, но непосредственно конструкцией самого тренажера это не предусмотрено.  Эллипс - тренажер конструктивно более сложный, как бы сочетающий в себе беговую дорожку, степпер и лыжный тренажер.

   Движения тренирующегося не произвольны, а определяются конструкцией и параметрами тренажера. На беговой дорожке затраты энергии больше, но нагружаются в основном мышцы нижних конечностей и спины. Кроме того присутствуют ударные нагрузки на суставы и позвоночник. На эллипсе затрат энергии немного меньше, зато задействуются почти все мышцы тела и практически нет ударных нагрузок, что особенно ценно для людей с патологией суставов или позвоночника, в частности его поясничного отдела. Безопасность эллипса выше, зато беговая дорожка заставляет тренирующегося собраться и контролировать положение своего тела в большей степени.

   Таким образом можно сказать, что эллипс подойдет людям с проблемами опорно-двигательной системы из-за отсутствия ударных нагрузок, эллиптического принудительного движения конечностей и хоть и грубой, но коррекции нарушений биомеханики движений всего тела; при ожирении, когда целью является не столько сброс веса, сколько гармоничное «подтягивание форм», т.е уменьшения размеров; при проблемах, связанных с поясом верхних конечностей и самих рук.

   Беговая дорожка больше подойдет людям без выраженных проблем с опорно-двигательной системой и вестибулярным аппаратом, желающих тренироваться в более естественной двигательной среде, минимально ограниченной конструкцией тренажера; людям с кардиологическими проблемами так же лучше отдать предпочтение беговой дорожке из-за меньшей мышечной нагрузки и большей возможности дозировать эту самую нагрузку; при ожирении, если во главу угла поставлен именно сброс веса; при нарушениях, связанных именно с процессом ходьбы. Сравнение можно продолжать и дальше, но основное было уже перечислено.

Отличия двух типов велотренажеров

   Часто, придя в тренажерный зал, или задумываясь о покупке тренажера для дома, мы делаем выбор, исходя из целого ряда показателей. И зачастую не самых важных. Но вот наш выбор остановился на велотренажере. Прекрасное решение! Но не все так просто. Велотренажеры бывают разных типов. Не вдаваясь в тонкости, опишем наиболее важные различия с точки зрения влияния на здоровье.

   Велотренажеры можно разделить на механические и магнитные. Механические в свою очередь делятся на колодочные и ременные. У каждого из них есть свои слабые и сильные стороны. Но если не вдаваться в подробности, то более удобны магнитные. По многим параметрам. Но нас интересует еще одно деление велотренажеров по конструкции:  на велотренажеры с вертикальной посадкой и с горизонтальной.

   «Вертикальные» напоминают обыкновенный велосипед, а посадка на нем посадку велосипедиста: наклон тела вперед, опора на сиденье и на руль, всегда находящийся впереди, педали внизу.

   В «горизонтальных» велотренажерах тело отклонено назад. Опора происходит на сиденье и спинку, которая, в свою очередь, может изменять угол наклона. Руль может так же находиться спереди, но чаще всего тренирующийся держится за ручки на уровне сиденья (на уровне тазобедренных суставов). Педали вынесены вперед.

Какой же тренажер предпочтительнее выбрать? Ответ лежит в их конструкции и тех задачах, которые ставит перед собой тренирующийся. Вертикальный велотренажер можно больше назвать ФИТНЕС – инструментом. В то время как горизонтальный больше относится к области РЕАБИЛИТАЦИИ и решения больших, чем свой вертикальный собрат, проблем со здоровьем. В вертикальных велотренажерах задействуется большее количество мышц, и как следствие – большая нагрузка на все системы организма. В горизонтальном велотренажере снижена нагрузка на позвоночник, особенно на его поясничный отдел. Почти отсутствует статическая нагрузка на руки и мышцы туловища. За счет своей «горизонтальности» снижена нагрузка на сердце, что значительно расширяет возможности реабилитации пациентов с сердечно-сосудистыми проблемами. Кроме того «горизонтальное» положение способствует большему раскрытию грудной клетки, чем наклоненное вперед тело, тренирующегося на вертикальном велотренажере. И есть еще один момент, чисто психологический. Лежа человек чувствует себя более расслабленно, более комфортно, что бывает не лишним для тех, кому необходимо снять эмоциональное напряжение, а молочение боксерской груши не в их характере.


Нарушение осанки

   Нарушения осанки имеют следующие разновидности: плоская спина, круглая спина, кругло-вогнутая спина, боковые искривления позвоночника.

   Известно, что на рост, развитие, укрепление здоровья и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды т.е. условия, в которых развивается и воспитывается ребенок. Поэтому родители и родственники, сотрудники дошкольных и школьных учреждений должны постоянно следить за формированием осанки у детей, строго контролировать позу детей при сидении, стоянии, ходьбе. Важное значение имеют своевременное полноценное питание, свежий воздух, массаж, гимнастика, закаливание, подбор мебели в соответствии с длиной тела, оптимальная освещенность.

   Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает напряженное положение вовремя сна.

   Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотре телевизора, работе. Отчетливо ухудшают осанку, особенно у детей со слабой мускулатурой, привычки стоять подолгу на одной ноге; читать лежа на боку или лежа на спине, подложив под голову, большую подушку, носить в одной и той же руке тяжести (портфель, туго набитый книгами, ведро с водой, сумку с продуктами и т.д.), носить по-модному сумку через плечо или под мышкой.

   Отрицательно действует на формирование осанки катание на велосипеде в согнутом положении или на самокате (из-за отталкивания все время одной ногой). 
Нередко отрицательное воздействие на осанку оказывают занятия спортом. Так, при занятиях видами спорта, связанными с асимметричными движениями (теннис, бадминтон, фехтование и т.д.), если мало используются общеразвивающие упражнения, могут возникнуть боковые искривления позвоночника.

   На формирование осанки школьника большое влияние могут оказать рабочие позы на уроках труда или какой-либо физической работе.

 Главным и действенным средством профилактики нарушений осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание, в котором особое внимание следует уделять равномерному развитию и укреплению мышечного аппарата.

   Чтобы обеспечить всестороннее физическое воспитание детей, следует включать в их повседневный режим, начиная с раннего возраста, различные элементы физической культуры. Несомненно, что гармоничное развитие мышц спины, брюшного пресса, верхних и нижних конечностей в основном обеспечивает удержание тела в вертикальном положении и способствует сохранению осанки.

Не меньшее значение имеет еще и воспитание у детей мышечно-суставных ощущений положения тела и отдельных его частей. То есть в процессе формирования правильной осанки задача состоит в освоении умения дифференцировать ощущения положения отдельных частей тела, степень напряжения и расслабления мышц в покое и в движении.

   Формированию осанки во многом способствуют систематические занятия физическими упражнениями и, конечно, спорт.

   Восстановить уже нарушенную осанку на общепринятых занятиях физкультурой или спортом уже нельзя. Более того, при узкоспециализированных тренировках в современном спорте, когда общеразвивающие задачи предаются забвению, возможно лишь усугубить нарушения осанки, нанеся тем самым непоправимый вред здоровью ребенка.

   Для восстановления нарушенной осанки нужны специальные упражнения. Для их выполнения следует выделять время и проводить занятия не только в детских садах, школах, в домашних условиях, а в первую очередь в условиях реабилитационного центра. 

Хотелось бы подчеркнуть, что нарушения осанки могут приводить к серьезным изменениям в организме и поэтому медикам, родителям, воспитателям и педагогам необходимо принимать все меры к формированию у детей правильной осанки и профилактике ее нарушений. А если выявлены дефекты осанки, то проявить максимум терпения и настойчивости в их лечении.